Электронная экспозиция офортов Воловича из серии Исландские саги

06.05.2019
Ещё одна работа для проекта "Открытые фонды" - электронная экспозиция офортов из фондохранилища, оформленная в виде виртуальной книги.
Подобрать фон, имитирующий старые листы
Подобрать шрифт и орнаменты, оформленные в скандинавском (исландском) стиле
Использовать чёрно-белые тона, позволяющие наилучшим образом продемонстрировать офорты и подчеркнуть их графичность
Создать анимированные элементы, наглядно демонстрирующие смысл сопровождающего текста
Подобрать сопровождающую музыкальную композицию, усиливающую визуальный эмоциональный образ экспозиции

Пара фраз об этом замечательном мастере: Волович живописец, график, но любимым делом его жизни стало оформление книг, создание для них иллюстраций. Волович предпочитал классическую литературу, в его копилке работы к таким произведениям, как "Тристан и Изольда", "Ричард III", "Отелло", "Слово о полку Игореве", "Малахитовая шкатулка". За серию графических листов "Орестея" к трагедии Эсхила он награждён золотой медалью Российской Академии Художеств. Неоднократно побеждал на международных конкурсах художников-иллюстраторов, например, гравюры к шотландской балладе "Вересковый мёд" отмечены серебряной медалью в Лейпциге.

Несколько офортов, созданных по мотивам исландских саг, Виталий Михайлович подарил Чайковской художественной галерее.

Офорты Воловича однажды назвали "чёрно-белым золотом". Глядя на них, понимаешь, что перед тобой открывается космос. Исландский эпос это свой, особый мир в огромном космическом пространстве. По своей сути он является средневековой историей скандинавских родов, которая передавалась из уст в уста на протяжении нескольких веков и стала художественным отражением реальных событий. Простые личные мотивы и поступки - местечковые распри, невозможность влюбленным быть вместе, путешествие или сватовство - трансформировались в легенды на вечные общечеловеческие темы.

Когда выяснилось, что исландские саги с офортами Воловича в далёком 1968 году не были изданы, мы задумались о том, какой могла бы быть эта книга? И решили отчасти устранить несправедливость, создав экспозицию в виде виртуальной книги. Подобрали фон с тестурой, имитирующей старую грубую бумагу, добавили орнамент, предварительно обработав его, так линии стали выглядеть рукописными и истертыми, словно книга побывала в руках множества человек. Перечитали множество саг, чтобы найти фрагменты текста, вдохновившие художника, на основе которых он и создал свои офорты. Эти фрагменты, выполненные стилизованным под исландские узоры шрифтом, начинают появляются на экране так, словно на листах начинает проявляется сама история. Рядом, как и положено в настоящей книге, иллюстрации художника, сопровождающие текст, но можно заметить, что вдруг рисунок оживает - загораются глаза у хтонических чудовищ, поблескивают струны лютни, словно вторя сказанию скальда, переливается платье невесты. Вся анимация выполнена очень лаконично и тонко, чтобы не нарушить эмоциональный авторский образ, а лишь немного его усилить с помощью соответствующих технологий и инструментов. Для полноты восприятия переходы оформлены в виде перелистывания, раз за разом открывая новые отрезки на пути противостояния тёмных и светлых сил.

Экспозиция не только демонстрирует офорты, но даёт некоторые пояснения о принципах их построения, акцентирует внимание на деталях, которые в противном случае могли бы остаться незамеченными. Чтобы визуально отделить текст саг от пояснительного текста, для последнего использовался другой тип шрифта. С нашей точки зрения, такая подача материала показывает важность глубокого наблюдения в изобразительном искусстве и помогает зрителю полнее понять и прочувствовать авторскую идею.

Для электронной экспозиции подобрано соответствующее музыкальное сопровождение. Надо сказать, что эта часть работы очень сложная, ведь приходится прослушать массу музыкальных композиций, прежде чем найдёшь ту, единственную, мелодию, которая будет звучать в унисон основной художественной теме, и затем правильно вписать её в повествовательный ряд.

Основной вид нашей деятельности - создание сайтов, и первая электронная экспозиция была собрана для наполнения сайта галереи - идея виртуальной демонстрации картин, хранящихся в фондах, возникла у хранителя галереи. На первый взгляд эта работа не показалась нам сложным делом, ведь существует много инструментов, с помощью которых можно организовать просмотр картинок, тем более, что заказчик не выдвигает конкретных требований ни к оформлению макета, ни к способу подачи материала - простая презентация трёх картин на военную тему. Но неожиданно процесс нас увлёк и мы с удовольствием взялись за следующую презентацию, в которой изображения сопровождались краткой информацией о художниках. Коллекция женских образов "Я воспою тебя в веках..." содержала не только описание картин, но и небольшой экскурс в мир женской моды тех времён. Дальше - больше, оказалось, что задача, которую мы перед собой ставили, очень трудна, ведь умению приходится соревноваться с реальностью умноженной на фантазию, и тем интереснее нам её решать. Электронная экспозиция акварелей Л.Н. Ильиной "Всё хрупко в этом мире..." содержит видеоматериалы и уже больше походит на фильм; "Исландские саги" - седьмая по счёту, надеемся не последняя.

Представляем фрагмент электронной экспозиции. Вдруг таким форматом заинтересуются другие галереи и музеи, и создадут свои уникальные электронные экспозиции. И родится новый жанр!